ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» в рамках научно-образовательного форума «Education, forward – II» 23-26 июня 2014 года провёл вторую международную научно-практическую конференцию «Инклюзивное образование – доступное образование – безбарьерная среда». в г. Якутске, ул. Белинского 58, учебно-лабораторный корпус СВФУ. Рабочие языки конференции: русский, французский, английский.
Цель конференции: определить существующие проблемы и обозначить перспективы внедрения непрерывной системы инклюзивного образования людей с особыми образовательными потребностями в России и за рубежом, уточнить необходимые условия внедрения непрерывной системы инклюзивного образования на современном этапе развития гражданского общества.
Сотрудники Северо-восточного научно-инновационного центра развития инклюзивного образования СВФУ начали подготовку к данной конференции в августе 2013 года, велась интенсивная переписка по приглашению более тридцати Российских и тринадцати зарубежных учёных в области педагогики и психологии. В результате этой кропотливой, многомесячной работы приняли очное участие в конференции 14 Российских и четыре зарубежных доктора наук.
Организационный комитет конференции работал в следующем составе:
1 Федоров М.П. проректор по педагогическому образованию СВФУ - председатель оргкомитета;
2 Зайкова Н.М. проректор по корпоративной политике и культуре СВФУ - Заместитель председателя оргкомитета;
члены оргкомитета:
3 Егоров П.Р. директор Северо-Восточного научно-инновационного центра развития инклюзивного образования;
4 Чоросова О.М. директор института непрерывного профессионального образования;
5 Голиков А.И. директор педагогического института;
6 Оконешникова А.П. директор института психологии;
7 Мельничук О.А. директор института зарубежной филологии и регионоведения;
8 Кугунуров В.В. начальник управления международных связей
К участию в конференции были приглашены специалисты, занимающиеся теоретическим изучением вопросов и практическим внедрением непрерывной системы инклюзивного образования в России и за рубежом, осуществляющие подготовку педагогических кадров (ученые, педагоги, психологи); представители общественных организаций, фондов, родители детей с особыми образовательными потребностями и другие заинтересованные лица, решающие проблемы образования, социокультурной реабилитации и психолого-педагогической поддержки людей с ООП.
К обсуждению был предложен широкий спектр направлений, раскрывающих многогранность теории и практики инклюзивного образования.
Пленарное заседание конференции открылось в Актовом зале Культурного центра СВФУ «Сергеляхские огни» докладом ректора СВФУ Евгении Исаевны Михайловой на тему: «Университет: интеллектуальная платформа инновационного развития Северо-Востока России».
На пленарном заседании также с докладами выступили:
Егоров П.Р., к.п.н., директор СВ НИЦ РИО СВФУ «Создание специальных условий обучения студентов с особыми образовательными потребностями в Северо-Восточном федеральном университете»;
Чистякова С.Н., д.п.н., академик-секретарь РАО «Социальное партнёрство в педагогической поддержке профессионального самоопределения учащейся молодёжи»;
Бенуа Эрве, д.п.н., Главный редактор La nouvelle revue de l’adaptation et de la scolarisation («Новый журнал адаптации и школьного образования») Париж «Какие институциональные барьеры могут помешать оперативной реализации принципа доступности в образовании?».
.В рамках конференции работало пять секций по следующим темам:
Секция 1. Особенности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей раннего и дошкольного возраста в рамках внедрения непрерывной системы инклюзивного образования.
Руководитель секции:
Боргояков Сергей Александрович, д.п.н., заместитель директора по научной работе института образования малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РАО, г. Москва.
Модераторы:
Блинова Любовь Николаевна, к.п.н., декан факультета дошкольного начального и дефектологического образования ДВГГУ, профессор кафедры теории и методики педагогического и дефектологического образования, г. Хабаровск.
Григорьева Антонина Афанасьевна, д.п.н., заведующая кафедрой дошкольного образования педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.
Секция 2. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение школьников с особыми образовательными потребностями в рамках внедрения непрерывной системы инклюзивного образования.
Руководитель секции:
Чистякова Светлана Николаевна, к.п.н., профессор, член-корреспондент РАО, Академик-секретарь Отделения профессионального образования РАО.
Модераторы:
Захламина Софья Ивановна, Почетный работник общего образования РФ, Заместитель директора МБОУ СОШ №5, г. Архангельск.
Николаева Алла Дмитриевна, д.п.н., заведующая кафедрой педагогики педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.
Секция 3. Методы и специальные условия организации обучения студентов с особыми образовательными потребностями в рамках внедрения непрерывной системы инклюзивного образования.
Руководитель секции:
Леонгард Эмилия Ивановна, к.п.н., старший научный сотрудник головного учебно-исследовательского методического центра Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, г. Москва.
Модераторы:
Быстрова Юлия Александровна, д.пс.н., заведующая научно-исследовательской лабораторией диагностики и коррекции психофизического состояния детей и взрослых Луганского национального университета имени Тараса Шевченко, г. Луганск, Украина.
Егоров Пантелеймон Романович, к.п.н., директор Северо-Восточного научно-инновационного центра развития инклюзивного образования (СВ НИЦ РИО) Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.
Секция 4. Подготовка педагогических кадров для реализации инклюзивного образования в России и за рубежом.
Руководитель секции:
Витковская Александра Михайловна, к.п.н., проректор по учебной работе Института специальной педагогики и психологии имени Рауля Валленберга, г. Санкт-Петербург.
Модераторы:
Шатаева Елена Владимировна, д.т.н., профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург.
Юдина Ирина Александровна, к.п.н., заведующая кафедрой специального, дефектологического образования педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.
Секция 5. Дистанционные технологии и адаптивные компьютерные технологии, необходимые для внедрения непрерывной системы инклюзивного образования людей с особыми образовательными потребностями.
Руководитель секции:
Демин Александр Алексеевич, к.э.н., директор Института открытого и дистанционного образования Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск.
Модераторы:
Ляшенко Александра Александровна, к.п.н., доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии Крымского инженерно-педагогического университета, г. Симферополь.
Москвитин Юрий Афанасьевич, заведующий учебно-научной лабораторией СВ НИЦ РИО Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.
Мастер-классы состоялись в образовательных учреждениях г. Якутска, реализующих инклюзивное образование:
1 группа:
- ДОУ №11 «Подснежник»; ведущий – Соловьева Светлана Борисовна, директор Российского фонда «Прозрение».
2 группа:
- Учебно-научная лаборатория адаптивных компьютерных технологий СВ НИЦ РИО; ведущий – Москвитин Юрий Афанасьевич, заведующий УНЛАКТ СВ НИЦ РИО СВФУ.
3 группа:
- Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат для слабовидящих и слабослышащих детей; ведущий – Аммосова Лилия Ивановна, доцент кафедры адаптивной физкультуры ИФКИС СВФУ.