ИОДО ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОП ОБРАЗОВАНИЕ ОТКРЫТАЯ ШКОЛА ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ОЛИМПИАДЫ КОНФЕРЕНЦИИ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

Главная Интернет-конференция ИОДО 27.04.2016 Отзывы участников интернет-конференции Мельников Игорь Юрьевич (Южно-Уральский гос. мед. университет)

Мельников Игорь Юрьевич (Южно-Уральский гос. мед. университет)

Спасибо организаторам за представление интересных докладов по вопросам, связанным с организацией и проведением обучающих курсов ЭО, от специалистов, занимающихся разными аспектами становления системы ЭО от нормативно-правовых, до конкретно-технических и психолого-педагогических приемов и используемых методик ДОТ. И если первый доклад Дыдрова Артура Александровича "Философское осмысление феномена электронного обучения" по тематике доклада первоначально оттолкнул от восприятия темы, то сам доклад оказался интересным, настолько же, насколько интересными были доклады специалистов в сфере организации ЭО-ДО. Некоторые тезисы запомнились своей конкретикой и безапелляционностью, например: "задача преподавателя - заставить обучаемого не блуждать по лабиринту, а вести "оседлый образ жизни".

Чемезов Сергей Александрович, начальник Отдела ДО УГМУ (Екатеринбург), доклад: "Электронное и дистанционное обучение для повышения качества медицинского образования" Доклад представляет особый интерес, как для специалиста в области медицинского образования на этапах довузовского подготовительного, вузовоского очного ВО и постдипломного образования (повышение квалификации или переподготовка). С Сергеем Александровичем мы знакомы, он приезжал в наш Южно-Уральский гос.мед.университет, мы беседовали с проректором по постдипломному образованию. Как и при посещении, так и в докладе чувствуется зажигательная увлеченность автора новой формой обучения, стремление к освоению новых Интернет-пространств, овладению новых ДОТ обучения. Медицинское ВО традиционно отличается известной реакционностью восприятия новых форм и методов обучения врачей, о чем упоминает автор доклада, всегда указывая на требование качественной подготовки специалистов-медиков, что традиционно достигается личным участием преподавателя и обучающегося "у постели больного", доходя до категорического отрицания ДОТ в медицинском вузе, а также в целом сохраняя негативный настрой по отношению к ЭО-ДО даже на этапах разрешенного ФЗ и Минобром прохождения начальных базисных циклов обучения молодых врачей. Докладчик проследил динамику и обозначил основные этапы освоения ДОТ в медицинском ВО, начиная с 2001 года, указал основные современные нормативно-правовые документы, позволяющие таким энтузиастам, как уважаемый докладчик, добиваться создания формы обучения ЭО-ДО, развивать техническую, методическуюправовую базу для развития прогрессивных ДОТ и их использования в медицинском ВО. Названы основные факторы, объективно способствующие развитию ЭО-ДО, в том числе по отношению к категориям обучающихся с ограничением по здоровью, проживающих в удаленной местности, но как нраждане РФ имеющие равные права в получении ВО наряду со сверстниками. Удачно подается материал, посвященных открытым образовательным ресурсам, существующим программным обучающим комплексам, делая акцент на отмечаемую тенденцию к выбору условно бесплатных продуктов, баз данных, е-учебников, открытых МООС, справедливо замечая, что большинство из них являются англоязычными ресурсами. Упоминается перспективность разработки организационных и правовых вопросов по формированию "уральского кластера", включающего наряду с УралГМУ автора также и жно-Уральский гос мед.университет. В целом, доклад содержит достаточное количество конкретной информации по истории и вопросам организации ЭО-ДО, сам автор демонстрирует нескрываемую воодушевленность в раскрытии обозначенных в названии доклада тем, и формирует у слушателей виртуальной Конференции оптимистический настрой в решении вопросов внедрения современных достижений ЭО-ДО в такой консервативной области, как медицинское ВО.

Андреев Александр Александрович, проф., зав. каф. "Информационные и коммуникационные технологии в образовании" ННОУ МИПК, доклад: "Рациональная структура онлайн курса". Стоит отметить достаточно хорошее качество видео-аудио-слайд-трансляции удаленного участника Интернет-конференции. В целом, доклад начинается с трансляции слущателя элементарных понятий, отличающих ДО-ЭО от традиционного процесса обучения. Так, для начала дается определение понятия "онлайн курс" с т.зрения категорийности термина, отмечается известная каждому "тьютеру" обязательность опреленной логической системы посторения курса (подкурса). Отмечается важность знания преподавателем ДО-ЭО необходимых программных и технических средств на уровне владения с возможностью консультирования обучающихся по наиболее частым проблемам коммуникации. Уделено внимание рациональному выбору образовательных методик и педагогических приемов в обоазовательном процессе ДО-ЭО для достижения оптимального образовательного эффекта по формирования требуемых компетенций обучающегося, и необязательно для этого использовать самые современные методики либо оценивать уровень организации обучающих курсов ДО-ЭО по количеству использованных методов. Отмечается связь обучающих целей курса с обязательным этапным контролем правильности усвоения знаний, который кроме контролирующей функции несет сам по себе обучающие функции. В транслируемом курсе вскрывается противоречие между эмпирически понятным подходом к организации и проведению курсов ДО-ЭО и сложностями конкретного конкретных орг.-метод. акьов в организацией е-курсов, построении е-УМК (ссылка на собранную библиотеку УМКразличных ВУЗов страны, существующие в настоящее время). Рассказаны результаты обобщения принципов подхода специалистов в процессе создания конкретных е-УМК, обобщены и выделены общие теоретические направления развития, отмечены новые тенденции, касающиеся организационной части, теорретической составляющей и практикумов с последующим обязательным этапным контролем усвоения учабного материала и формирования практических навыков и в целом, формирования обучающих компетенций у обучающихся по форме ДО-ЭО. В докладе уделено внимание важности педагогически контролируемых коммуникации: как между обучающимися (студентами - в терминах Интернет-доклада уважаемого учителя). так и обучающихся с преподавателем (тьютором). Необычно напомнило о себе звуковое оформление перерывов и начала занятий в месте организации трансляции Интернет-доклада уважаемого профессора в виде трансляции мелодичных музыкальных фрагментов современной музыки вместо резких звонков. В Интернет-трансляции доклада особой прелестью обладают поясняющие ссылки профессора, отсылающие к конкретным документам, к конкретным рациональным принципам организации и ведения курсов обучения в ДО-ЭО, основанных на практике их применения в РФ с учетом технических реалий и педагогически сложившихся понятий, подходов, понятийного аппарата и нормативно-правовых требований, предъявляемым к современным формам ДОТ, использующихся в различных существующих в наст. время е-УМК: от использования и е-учебников и простейших форм организации удаленных форм коммуникаций с обучающей, корректирующей, контролирующей целью. В целом, я с удовольствием прослушал доклад уважаемого профессора, одного из пионеров и основателей направления ДО-ЭО в современной коммуникационно-интерактивной дистанционной педагогике, у которого мне посчастливилось учиться.

Костылева Лилия Юрьевна, зам. директора Центра ДО ИСТиС ЮУрГУ (Челябинск) Тема доклада: "Один в поле не воин": организация процесса разработки электронных курсов Доклад очень полезен как с точки зрения формирования общего представления о структуре, логических блоках (модулях), контрольно-измерительных средствах в курсе ДО-ЭО, так и с точки зрения помощи в решении конкретных задач при создании е-курсов ЭО-ДО авторами е-УМК и в работе тьютеров по организации и ведению электронных образовательных курсов с использованием современным Интернет-технологий и решения психолого-педагогических проблем, возникающих при организации и проведении курсов ЭО-ДО. Интересен взгляд автора Интернет-доклада на конкретные вопросы и обсуждение путей их решения для достижения оптимальных результатов по формированию компетенций и навыкой у обучающихся.

Вайндорф-Сысоева Марина Ефимовна, профессор каф. технологии и проф. образования ИФТИС МПГУ (Москва), мастер-класс: "Изменяем качество образования - используем современные технологии": Очень интересный Интернет-доклад, освещающих современные новейшие Интернет-технологии, которые используются либо в ближайшем будущем будут доступны к использованию в ЭО. Интересно отношение автора доклада к подходам в решении потенциальных сложностей при использовании технологий, комментарии в отношении целей, решаемых новыми современными технологиями в Интернет-образовании. Как наглядная демонстрация высокого уровня владения современными и новейшими коммуникативными технологиями автором доклада, интересно представление "конференции внутри конференции", срежессированное автором параллельно Интернет-трансляции уважаемого профессора Александра Сан Саныча, сопровождавшееся трансляцией слушателям виртуальной конференции ИОДО ЮУрГУ серии слайдов в процессе чтения доклада профессором. Это же демонстрирует панельная дискуссия, из которой Марина Вайндорф-Сысоева также сформировала и организовала трансляцию слушателям Конференции серии фотографий. К недостаткам, не меняющим общее впечатление о высоком качестве доклада и мастерстве автора доклада, можно отнести ошибки стилистики в комментариях к панельной конференции, о чем оперативно было указано организаторам Конференции: все-таки, говорить, что цит.:"На панели - известные лица" - не стоит. Панельная дискуссия "Откр.образование и модели взаимодействия универ-ов" определила подход и отношение к понятию "академической мобильность", обрисовала сферы деятельности, которые подразумевается иметь в виду под понятием "отрытое образование". Были затронуты вопросы нормативно-правового обеспечения на уровне существующих ФЗ и необходимости их рационального применения при выработке локальных нормативных актов в Вузе, который организует или успешно проводит курсы по форме ДО-ЭО. Кроме того, в панельной дискуссии обговариваются важные вопросы межвузовского взаимодействия на организационной, правовой основе, распределения авторских прав при разработке и запуске открытого онлайн курса, распределение ответственности между участниками образовательного процесса в форме ЭО-ДО. Панельная дискуссия в целом оставляет позитивный настрой у участникой виртуальной Конференции, показывая возможность преодоления сложностей в создании и проведении открытых образовательных ЭО-курсов.

Елагина Ольга Борисовна, Колмычевская Елена Сергеевна, ИОДО (Челябинск), мастер-класс: "Активные методы в электронном обучении" Трансляция совместного Интернет-сообщения двух ведущих привлекательно отличается от остальных представленных на виртуальной Конференции докладов активной интерактивной составляющей в виде периодических в реальном времени проводящихся Интернет-опросов слушателей с обобщением результатов тестирования и смещением акцентов в повествовании в зависимости от подготовленности группы или степени усвоения отдельных этапов из Интернет-трансляции. В целом, затронуты вопросы поддержания мотивации обучающихся на развитие и освоение навыков самостоятельного обучения, в отличие от воспроизведения транслируемых готовых знаний, и большую роль в этом отводится практикуму, направленному на формирование профессиональных компетенций с последующим этапным контролем степени и правильности усвоения. Отмечается важное значение в достижении обозначенных целей самостоятельной работе обучающихся, Представлена структурированная схема активных методов обучения с развитыми связями с компонентами, входящими в формирующую образовательную среду, Продемонстрированная в Интернет-трансляции форма подачи обучающего материала и интерактивные Интернет-опросы в процессе трансляции обеспечивают такой форме представления учебного материала широкий охват слушателей даже различного исходного уровня подготовки, при этом этапность интерактивного контроля усвоения модулей учебного материала предполагает полный контроль правильности усвоения всех слушателей.